В каждой из моделей принято несколько базовых компонентов (например, базовые цвета). Каналы — это базовые компоненты модели. Цвета, которые можно описать, используя данную модель, образуют цветовое пространство модели (иначе говоря, цветовой охват).
Самые известные цветовые модели: RGB, CMY (она же CMYK), Lab (лучше всех описывает человеческое зрение), HSB (упрощенная модель RGB). Модель RGB — это базовая модель компьютерного дизайна, потому что она используется при цифровой фотографии, сканировании и выводе рисунка на экран монитора. Модель RGB описывает излучаемые цвета.
Существуют три базовых канала модели RGB:
• Red (R) — красный; • Green (G) — зеленый; • Blue (В) — синий.
Эти три цвета человек воспринимает непосредственно, остальные цвета получаются смешением базовых. Например, смешение красного и зеленого дает желтый цвет. При сложении двух базовых каналов результат получается светлее. Цвета RGB складываются как лучи света.
Результат смешивания каналов RGB: • при полном отсутствии света (нулевые значения каналов) получается черный цвет (ночь); • смешивание всех каналов в равной пропорции дает серый цвет (сумерки); • максимальные значения всех каналов дают белый цвет (луч солнца = день^.
Модель CMYK используется в типографии, поэтому ее цветовой охват уже, чем у RGB. CMYK описывает не излучаемые, а цвета, интенсивность которых всегда меньше. Например, сравните красную бумагу и красную лампочку: красный цвет на бумаге всегда тусклее, чем свет красной лампочки. При смешивании каналов CMYK результат всегда темнее, поскольку каждый из цветов поглощает часть спектра. Каналы CMYK образуются в результате вычитания каналов RGB из белого цвета, т. е. из полного спектра.
Результат смешивания каналов CMYK: • смешивание максимальных значений трех каналов (CMY) должно давать черный цвет (смешайте все темные краски на бумаге!), но в реальности получается грязно-коричневый оттенок, поэтому на практике добавляют чистую черную краску, поэтому модель называется CMYK; • при полном отсутствии краски (нулевые значения каналов) получается белый цвет (белая бумага); • смешивание всех цветов в равных пропорциях дает оттенок серого цвета.
Типы растровых изображений
Монохромные изображения состоят из одного канала и двух цветов — черного и белого. Монохромные изображения еще называют Bitmap (карта битов).
Полутоновые изображения состоят из одного канала и 256 оттенков серого цвета. Каждая точка полутонового изображения может иметь значение от черного (0) до белого (255), все промежуточные значения называются серой шкалой.
Полноцветные изображения в моделях RGB, CMYK или Lab состоят из нескольких цветовых каналов. Каждый канал — это полутоновое изображение, содержащее 256 оттенков базового цвета.
Индексированные изображения — это одноканальные изображения, содержащие до 256 точно определенных цветов. Индексированные изображения сохраняются в формате GIF и применяются в web-дизайне, поскольку их размеры меньше, чем аналогичные полно цветные.
Размер и разрешение изображений Растровое изображение (растровая сетка) содержит цифровую информацию о цвете каждой точки изображения — пикселя. Растровые изображения хранятся в памяти компьютера в цифровой форме.
Параметры растровых изображений: • размер растровой сетки (количество пикселей); • разрешение устройства ввода-вывода (размер элемента изображения); • глубина цвета (размер изображения в байтах).
Устройства вывода. Изображение отображается устройствами вывода: монитором или принтером. Элементы растровой сетки монитора также называются пикселями. В принтере растровую сетку формируют пятна краски или тонера, эти пятна называются точками.
Устройства ввода. В память компьютера изображения могут попадать через сканер или цифровую камеру. Сканер измеряет размер бумажного оригинала в точках по горизонтали и вертикали. В цифровой камере также фиксируется свет, но отраженный не от бумаги или пленки, а от реальных предметов.
Все растровые устройства используют регулярную (т. е. с одинаковыми интервалами) прямоугольную растровую сетку. Поэтому все растровые изображения имеют прямоугольную форму, которую можно измерить в пикселях по ширине и высоте, например 800 х 600, 1024 х 768. Разрешение — это основная характеристика устройств ввода и вывода, которая показывает, сколько точек растровой сетки приходится на единицу длины (сантиметр или дюйм). Разрешение измеряется в точках на дюйм (dpi — dot per inch) или точках на сантиметр (dpc — dot per centimeter).
Пример. Если принтер может печатать с максимальным разрешением 1200 dpi, то это значит, что он на одном дюйме (2,54 см) может уместить 1200 цветных пятна. Если 1200 dpi — это максимальное разрешение сканера, это значит, что на одном дюйме сканируемого рисунка сканер способен различить 1200 цветных точек. В мониторах стандартным является разрешение 72 или 96 dpi.
Размер изображения. Точки и пиксели в устройствах ввода и вывода имеют строго определенный размер. Чем выше разрешение устройства, тем мельче точки растра. Мелкие детали изображения передаются лучше, если разрешение устройства высокое, а значит точки растра мелкие.
Определение физического размера изображения. Если разрешение монитора 96 dpi, то изображение 100 х 100 пикселей будет иметь размеры 2,65 х 2,65 см. При разрешение 72 dpi то же изображение имело бы другой размер — 3,53 х 3,53 см
Глубина цвета Глубина цвета показывает, сколько битов памяти требуется для хранения одного пиксела (рх) изображения. Компьютер работает в двоичной системе счисления. Двоичный разряд (бит) может иметь два значения: ноль или единица. Восемь битов образуют байт. Байт может принимать 28 = 256 значений. Глубина монохромных изображений 1 бит. Пиксел в монохромном изображении кодируется одним битом (ноль = черный цвет, единица = белый цвет). Например, черно-белое изображение размером 100 х 100 рх в памяти компьютера займет 1,2 Кбайт (100 рх х 100 рх х 1 бит = 10 000 бит = 1,2 Кбайт). Глубина полутоновых изображений 8 бит. Один пиксел в полутоновом изображении может принимать 256 оттенков серого цвета, а 1 байт (8 бит) — 256 значений. «Серый» рисунок 100 х 100 рх будет занимать в 8 раз больше памяти компьютера по сравнению с черно-белым (100 рх х 100 рх х х 8 бит = 80 000 бит = 9,8 Кбайт). Глубина изображений в модели RGB 24 бит. Каждый канал (красный, зеленый, синий) кодируется одним байтом, а так как каналов три, то описание одного пиксела в памяти занимает 8 бит х 3 канала = 24 бит. Цветной рисунок в модели RGB размером 100 х 100 рх займет 29,3 Кбайт (100 рх х 100 рх х х 24 бит = 240 000 бит = 29,3 Кбайт). Глубина изображения в модели CMYK 32 бит. Каждый канал (голубой, пурпурный, желтый, черный) кодируется одним байтом: 8 бит х 4 канала = 32 бит.