Обычно компьютерную графику разделяют на растровую и векторную. Отдельно стоят фрактальный тип представления изображений и трехмерная графика.
Растровая графика. Растровое изображение — это прямоугольная (растровая) сетка пикселей на компьютерном мониторе, бумаге и других отображающих устройствах и материалах. При использовании растровой графики важным элементом является размер полотна, тип цветопередачи (например, RGB) и количество используемых цветов. Пиксель (англ. pixel, сокр. от англ. PICture'S ELement — элемент изображения) — это мельчайшая единица цифрового изображения в растровой графике. Он представляет собой неделимый объект прямоугольной (обычно квадратной) формы, обладающий определенным цветом. Любое растровое компьютерное изображение состоит из пикселей, расположенных по строкам и столбцам. При увеличении изображения видны ряды пикселей.
Максимальная детализация растрового изображения задается при его создании и не может быть увеличена. Если увеличивается масштаб изображения, пиксели превращаются в крупные зерна. От количества пикселов зависит детальность изображения. Пиксели, сливаясь на расстоянии, создают ощущение цветовых переходов.
Достоинства растровой графики: • можно воспроизвести любой рисунок — и условный, схематичный, и фотографического качества; • растровая графика используется сейчас практически везде — от маленьких иконок до плакатов.
Недостатки растровой графики: • большой размер, занимаемый файлами; • потеря качества изображения при операциях трансформирования. Форматы растровых графических файлов: • PSD (PhotoShop Document) — формат файла для редактирования в Photoshop или ImageReady. В этом формате сохраняются все слои рисунка; • JPEG (Joint Photographic Expert Group — название организации, которая разработала этот стандарт) — сжатый формат для размещения рисунка на web-странице. В формате JPEG сохраняются фотографии, рисунки с большим количеством цветов и плавными переходами цветов (градиентная заливка); • 6YF (Graphic Interchange Format — формат графики компании CompuServe) — сжатый формат для размещения рисунка на web-странице и для анимационных рисунков. В формате GIF сохраняются рисунки с небольшим количеством цветов и резкими границами между цветами (типа мультика), а также рисунки, содержащие много текста. Формат GIF поддерживает только 256 цветов, но позволяет сохранять прозрачный фон рисунка; • PNG (Portable Network Graphics — портативная сетевая графика) — улучшенный формат, замена JPEG (PNG-24) и GIF (PNG-8). Векторная графика. Векторное изображение представляет собой набор объектов — линий или примитивных геометрических фигур (окружности, прямоугольники). Этим объектам присваиваются атрибуты — толщина линий и цвет заполнения. Векторный рисунок хранится в файле как набор координат, векторов и других чисел, характеризующих объекты рисунка. Все современные компьютерные видеодисплеи способны отображать информацию только в растровом формате. Для отображения векторного формата на растровом используются преобразователи, программные или аппаратные, встроенные в видеокарту. Также существует узкий класс устройств, ориентированных исключительно на отображение векторах данных. К ним относятся графопостроители, а также некоторые типы лазерных проекторов.
Векторные изображения используются при компьютерном черчении, создании технической иллюстрации, деловой графики, шрифтов, векторной анимации.
Достоинства векторной графики: • небольшой размер файла; • нет потери качества при операциях трансформирования объектов; • векторные изображения на растровых устройствах выводятся с максимальным качеством, доступным на этом устройстве. Недостатки векторной графики: • не каждый объект может быть изображен в векторном виде, например фотографии; • чем больше число объектов, тем больше памяти и времени требуется на отображение и обработку векторного рисунка. 2. Модели цвета Цветовой охват и модели цвета. Число цветов безгранично. Одни устройства воспринимают цвет — это глаза человека и некоторых животных, фотопленка, сканер. Другие воспроизводят цвета — офсетная машина, монитор, фотобумага. Существуют ограничения при работе с цветом: • человеческий глаз не воспринимает цвета ультрафиолетового и инфракрасного излучения. • фотоаппарат не воспринимает очень темные оттенки. • офсетная печать не передает очень светлые и яркие тона.
Цветовой охват — это диапазон цветов, который может быть воспроизведен каким-либо способом. Часть из того, что воспринимает глаз, может передать монитор (на экране, например, нельзя точно воспроизвести чистые голубой или желтый цвет). Часть из того, что передает монитор, можно напечатать (за исключением очень светлых тонов). Каждый из цветовых охватов выражен своей моделью цвета.
Модель цвета — это математическое описание цвета. Ни одна из моделей неидеальна, поэтому на практике применяют ту или другую подходящую для данного случая.